Камчатская область

Животный мир Камчатки. Зима

На основе личного опыта Сергея Горшкова

 

Что известно о Камчатке? Это - знаменитые на весь мир Долина гейзеров, Кальдера кратера Узон, вулканы, рыбалка… Большинство людей приезжают на Камчатку, чтобы увидеть живого медведя, нерест лосося.

Но настоящий Мир дикой природы Камчатки доступен лишь немногим, но даже те редкие фотографии, которые мы видим, позволяют составить о нем представление – он огромный, прекрасный, загадочный.

Камчатка манила, и будет манить фотографов со всего мира. Собираясь на Камчатку, то стоит задать себе вопрос: «Что я буду снимать, куда лучше для этого поехать и в какое время года?» 

Часто приходиться слышать о том, что Камчатке уже сняли все, но нам трудно с этим согласиться - ведь в этом жанре невозможны повторения. Даже подражать невозможно. И поэтому нужно просто ставить перед собой цель и терпеливо работать.

 

Камчатка, где находится множество фантастически красивых мест, предлагает самые блестящие возможности для фотографирования дикой природы, Камчатка как полигон способствует этому и самая большая награда это общение с дикой природой…

Первое что нужно знать - Камчатка- это не Африка, здесь нет большого видового разнообразия и  нужно четко знать,  где и когда  будет концентрироваться, то или иное животное и именно это главный  залог  успеха. 

Чтобы получить идеальный снимок, важна подготовка. Обычно подготовка начинается еще задолго до путешествия. В голове рождается идея, и она постепенно обрастает, как снежный ком мыслями информацией  и планами. Но чтобы снять то, что задумано, а не мечтать лежа на диване, чаще всего приходиться собирать оборудование, весящее много килограммов и отправляться в далекое путешествие.

Сергей Горшков, фотограф, чьи работы печатаются в журналах National Geographic, GEO, BBC Wildlife, Digital Photo и многих других российских и зарубежных изданиях, победитель российского конкурса фотографий дикой природы «Золотая Черепаха» в 2006 году, и международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007, всегда пытается работать над четко выраженной темой или предметом съемки, ему неинтересны отдельные кадры с документальной фиксацией всех животных, а важна идея, и будь то Камчатка или Африка под эту идею,  он и готовит свои поездки. Для раскрытия темы он готов возвращаться в одно место пока не реализует и не проработает ее до конца.

Когда готова идея и в голове сложилась картина предстоящей съемки, наступает фаза непосредственной подготовки экспедиции. Первоначальный этап состоит в сборе информации из любого источника: книг, Интернета, фильмов о природе, изучения и анализа чужих работ и т.д.

Потом начинается непосредственная фаза подготовки маршрута, разрешения для посещения, поиск  проводников, заказ вертолета, получение покупка продуктов и инвентаря. Сложно найти людей, которые на местах могут помочь в организации подготовки и проведение съемки. У нас в стране и тем более на Камчатке еще нет услуг по подготовке фото-экспедиций, в большинстве своем все ориентированы на массовый поток туристов и на раскрученные маршруты.

При попытке сделать шаг влево или право от общепринятого маршрута, турфирмы могут обещать многое, но чаще это будут только обещания, а по приезду Вас везут по тем же избитым тропам. Чтобы этого не было, нужно контролировать все этапы поездки….

Сергей Горшков иногда обращался к охотникам за помощью. Но у них другое мышление, у них совершенно другая задача. Они прекрасно разбираются в следах и повадках, Для них, чтобы добыть трофей, достаточно иметь хороший карабин и уметь из него стрелять. Именно поэтому Сергей отказался от такой практики.

Нужно иметь ввиду, что если ехать путешествовать в большой группе по общеизвестному маршруту, то по ряду известных причин будет сложно получить хорошие фото. Поэтому  имеет смысл готовить и бронировать свои поездки индивидуально.

Например, у Сергея Горшкова собственная лодка с мотором, снегоход, квадроцикл, собственный проводник,  он не зависит от прихотей группы и работает так, как ему нужно.

Не стоит думать, что другие фотографы, чьи книги можно увидеть на прилавках, снимают используя какие-то недоступные другие секреты. Они снимают там же и тем же, у них лишь другой подход, они знают что хотят, есть желание работать и получить востребованный результат.

Времена года, годовой жизненный цикл животных и птиц, места концентрации и как это можно использовать для съемки

Если есть возможность - хорошо возвращаться в одни места в разное время года. Смена времен года дает всегда что-то новое, и эти снимки будут вызывать разные чувства и эмоции. Да события обычно происходят разные…., а это помогает раскрыть атмосферу места и показать его красоту в разное время года.

Зима

Зимой многие звери выглядят просто великолепно, переодевшись в наряд из более густого и длинного меха. Зимние морозы заставляют животных и птиц концентрироваться в места, где проще всего добыть пищу. И эти перемены в жизни и поведении животных открывают новые возможности для съемки. 

Сначала коснемся вопросов экипировки. Экипировка, в совокупности с правильным выбором техники и аксессуаров во многом обеспечивает успех зимней фотосъемки. 

Вы должны позаботиться, чтобы борьба с холодом меньше отвлекала вас во время съемки на морозе. Помните, что зимой много времени придется проводить на улице в поисках животного или в укрытии, ожидая, пока в поле видимости не начнут развиваться какие-нибудь события из жизни животных. И в это время нужно стараться не выдать своего присутствия, несмотря на то, что сидеть на морозе будет сложно. Нужно позаботиться о своем комфорте – оденьте лишние штаны и куртку и обязательно теплую обувь. Можно приобрести белый маскировочный костюм, хотя это не главное.

Во время долгих ожиданий в шалаше Сергей Горшков пользуется подогревающими пакетиками, которые кладет в обувь и варежки и берет  с собой термос с горячим чаем. Иногда, когда приходится сидеть в шалаше с утра до вечера, Сергей берет с собой и газовую плитку и сковородку и что-нибудь готовит, если это возможно. 

Для съемки диких животных зимой особых специальных аксессуаров не требуется, подойдет тот комплект оборудования, которым вы пользуйтесь обычно. Единственное о чем нужно думать это  аккумуляторах и чистоте камеры. 

Единственной сложность, с которой можно столкнуться при работе на морозе, состоит в том, что камера требует особого ухода. Дело в том, что когда камера с мороза, попадает в тепло, в ней образуется конденсат, который может испортить камеру. 

Чтобы справиться с  проблемой конденсата,  можно камеру и объективы вообще не вносить в теплое помещение, а лишь вынимать аккумуляторы и карты памяти. Но, если нужно внести камеру с мороза в тепло, ее можно укутать в куртку, и лишь потом зайти внутрь. Куртку с камерой несколько часов не распаковывать,  пока она не «акклиматизируется». 

Что мы видим зимой? – снег, метель, лед, иней и это нужно использовать в своих снимках.

Снега зимой на Камчатке не просто много, а слишком много. Только на Камчатке можно наблюдать явление, когда с неба  падают снежинки размером с кулак.  

С этой точки зрения интересным будет снимок, сочетающий в себе животное,  притягивающее к себе основной взгляд зрителя и падающий снег, который передаст настроение и погоду.

Зимой, в морозную безветренную погоду все покрывается инеем, который великолепно искрится в лучах восходящего солнца. Раннее утро, является лучшим временем для съемки инея, обычно после восхода иней обычно начинает подтаивать, поэтому, чтобы запечатлеть его во всей красе, придется отправляться на съемку ранним утром.

Что, когда и где можно снимать зимой?

Все знают, что зимой медведи спят и соответственно проводить съемку медведей зимой не получится, хотя довольно часто можно встретить шатуна. Но его безусловно стоит обходить стороной. 

Самые типичные для зимней съемки на Камчатке объекты это орланы, лебеди, куропатки, глухари, северные олени, лоси, волки, росомахи, лисы, соболя, зайцы. Единственная проблема в том, что они зимой предпочитают ходить в гости по ночам. Для этого нужно осваивать ночную съемку.

Если вам повезет найти нору, например, лисы, то стоит набраться терпения и ждать - и обязательно что-нибудь произойдет.

На Камчатке существует множество сезонных скоплений животных и птиц. Зимой лебеди, сотнями собираются во многих местах, где есть открытая пресная вода и кормовая база. Это, прежде всего Жупановский лиман, незамерзающие полыньи Кроноцкого озера (район Унаны и Истока), многие маленькие реки восточного побережья полуострова. 

Орланов можно снимать на озере Орланьем, где до декабря нерестится кижуч и собираются около 50 орланов. Помимо орланов там можно фотографировать и медведей, которые из-за обилия пищи кормятся по соседству.

Съемка орланов

Орлан – самый крупный в России, ареал его обитания - берега Охотского моря и Тихого океана. В мире сложилась практика, что белоплечих орланов обычно снимают зимой в Японии. Существует множество таких снимков и почти все они однообразны и статичны. 

В России существуют масса снимков сделанных случайно, и обычно это орланы сидящие на деревьях.

В течение пяти зим Сергей Горшков по два раза летал на Камчатку снимать белоплечих орланов. Он построил много шалашей и провел в них в общей сложности около 100 дней. И только год назад ему повезло, и он смог снять то, что хотел.

Орланы  очень осторожные птицы  и ближе чем на 150 метров они человека не подпускают. Для съемки придется построить несколько шалашей и дать некоторое время птицам привыкнуть к ним. При постройке шалаша нужно учитывать направление ветра, (это пригодится – взлетать и садиться птицы будет против ветра), то, где будет находиться солнце в период съемок, расстояние до орланов и т.д.  Кроме того, нужно очень хорошо маскировать свое укрытие и особенно окно, откуда придется наблюдать и снимать. Это обусловлено тем, что орланы очень осторожные птицы и ближе чем на 60-90 метров к укрытию они находиться не будут. Меняя шалаши вы тем самым измените точки съёмки и ваши фотографии не будут выглядеть монотонными. 

Сразу стоит отметить, что широкоугольные объективы при съемке орланов не понадобятся. Используя средний зум, можно сделать снимки, где орланы как часть композиции включены в окружающую среду. Сергей Горшков для съемки орланов чаще пользуется телеобъективами с фокусными расстояниями от 300 до 600 мм. Съемка телеобъективом позволяет сделать основной акцент на птице, эффектно размывая все детали переднего и заднего планов. С помощью телеобъектива можно снять интересные детали орланов, поставив акцент на интересном нюансе поведения птицы, превратив их в ключевые объекты вашей композиции.

Есть еще одна особенность зимней съемки, о которой стоит упомянуть. Зимние дни коротки – солнце клонится к горизонту очень быстро… За полчаса до восхода и первые полчаса после заката краски природы наиболее красивы и именно в это время можно сделать самые лучшие кадры. Но к этим кадрам нужно готовиться. Нужно заранее найти животных - они будут выигрышно смотреться на фотографии притягивая к себе внимание. Если все складывается благополучно: есть животное и есть прекрасный закат, нужно не упустить момент и использовать эти полчаса в полном объеме, снимая как по солнцу, так и против, меняя точки съемки и объективы. С помощь этого простого приема можно добиться неплохих результатов.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ВАШИ СНИМКИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ ЛУЧШЕ

 

  1. Камчатка- это не Африка, здесь нет большого видового разнообразия животного мира. Нужно четко знать,  где и когда будет концентрироваться то или иное животное - именно это один из залогов успеха.

  2. Если вам повезло и встретили животное, которое готово вам позировать, не упускайте момент, работайте с ним столько времени, сколько это возможно. Завтра этого шанса может не быть, и в условиях Дикой природы переснять материал, как это показывает практика  невозможно.

  3. Включайте фантазию, меняйте точки съемки и объективы, это разнообразит и оживит ваши картинки.

  4. Будьте беспощадны к своим снимкам. Просматривая свои фотографии, оценивайте что «работает» а что нет, и если нет - то в корзину. Лучше показать миру десять стоящих работ, чем пятьдесят второстепенных. 

  5. Не стесняйтесь, изучайте работы других фотографов: не только российских, но и всего мира, и их творчество послужит фундаментом вашего. 

  6. Фотография просто так - без идеи, без темы - это тупиковый путь.

  7. Изучайте повадки и поведение животных. Это один из залогов вашей безопасности. 

  8. Если решили показать миру свои работы, не перегружайте банальностями.

Компания Nikon благодарит Сергея Горшкова за предоставленный материал и фотографии