Ярославль

Ярославль

Ярославль относится к городам многослойным, таинственным, необычайно глубоким. А ещё он, по сути, похож на русскую матрёшку. Можно догадаться о его внутреннем содержимом, но всякий раз, открывая новый слой, будешь испытывать детское чувство восторга и удовольствия.

Даже на краткий осмотр всех достопримечательностей потребуется не один день, но что делать, если у Вас всего пара часов? Ответ прост – брать фотоаппарат и отправляться на городскую прогулку, причём с техникой NIKON вы можете попытать счастья в любую погоду - вся техника надёжно защищена от влаги.

Чувствительная современная цифровая матрица позволяет успешно снимать с рук даже в сумеречно-пасмурных условиях русской зимы, а уж если вам улыбнётся капризное в это время года солнце – камера точно проявит все свои лучшие качества.

Постарайтесь не свалиться в крайности и не стать жертвой штампов. Есть мнение, что параллельно сосуществуют Ярославль лубочный, искусственный, придуманный для иностранцев, путешествующих по Золотому Кольцу, и Ярославль древний, очень глубокий, лишённый городской суеты, но от того какой-то безжизненный. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Постигать Ярославль можно просто на эмоциях. Тем интереснее будет потом, разбирая материал, второй и третий раз прикасаться к живописному полотну городской жизни. Особое удовольствие пытливому уму доставляет последующая идентификация памятников и архитектурных шедевров Ярославля с помощью разнообразных сетевых ресурсов. Кстати, серьёзно помогают «привязке» изображений к реальности фото мемориальных табличек и указателей.

Второй вариант постижения предусматривает наличие путеводителей и нескольких часов «предполётной» подготовки,  а третий – самый продуктивный – заставляет «взять языка» - воспользоваться помощью местного гида, знатока города.

Так получилось, что автор этого материала вынужден был пойти по первому, самому короткому, пути, но потом постарался честно выполнить домашнюю работу и даже получил от этого двойное удовольствие. Ярославль, как старое вино, не обманул ожиданий – и первое впечатление, и послевкусие от путешествия пришли в состояние гармонии.
Самым кратким и невероятно популярным путеводителем по Ярославлю является российская купюра достоинством в 1000 рублей. На ней вы увидите и основателя города Ярослава Мудрого, и часовню Казанской Богоматери, и звонницу с церковью Богоматери Печерской, и Святые Ворота с церковью Введения Спасо-Преображенского монастыря, а на обороте – церковь Иоанна Предтечи. Это и есть ваша программа минимум на сегодня.

Вот уже более тысячи лет Ярославль стоит на месте впадения реки Которосль в Волгу. Поэтому  вполне логично привязать свою первую фотопрогулку к берегам этих рек, тем более что набережные Ярославля являются его особыми достопримечательностями.

Правда, украшают их не только старинные памятники архитектуры. Например, речной вокзал Ярославля выполнен в стиле позднесоветского модернизма. Его довольно необычная башня может стать ориентиром или отправной точкой вашего путешествия по городу.

Для серьёзной съёмки исторических достопримечательностей желательно  вооружиться надёжной зеркальной камерой. Оптимальной будет NIKON D700 c набором из двух объективов NIKKOR  24-70 mm и NIKKOR  14-24 mm с волшебной буковкой «N», означающей «нано» в маркировке. Впрочем, любой младший брат этого аппарата  хорошо справится с экскурсионной задачей.
 
Если же вы - обладатель  представителя  семейства COOLPIX , то у вас есть хорошая фора благодаря компактности аппарата. С камерами линейки COOLPIX легче незаметно наблюдать за городской средой и её обитателями – у вас есть хорошие шансы сделать оригинальные фото и не привлечь к себе повышенное внимание горожан.
 
Прежде чем идти с фотокамерой «в народ», стоит интеллектуально «пристреляться» на памятниках.

Роль  одного такого «пристрелочного» ориентира может выполнить  памятник Некрасову, установленный неподалёку.

Монумент расположен на Волжской набережной, в конце Первомайского бульвара. Николай Алексеевич учился в Ярославле. Наверняка, бывало, подолгу засматривался на Волгу. Так и застыл он в камне, любуясь рекой: «О, Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»
Чтобы разобрать, что к чему изображено на горизонтальной стеле рядом с постаментом, придется вспомнить школьный курс русской литературы. В принципе, и без гида вполне можно признать своих: здесь и мужичок с ноготок, и Арина — мать солдатская, и крестьяне, искавшие «кому живётся весело, вольготно на Руси», и Гриша Добросклонов.
 
К сожалению, и сейчас, как в Некрасовские времена, на Руси не всё в порядке. Ещё совсем недавно даже в центре старого города можно было увидеть признаки «разрухи» и деградации городской среды.

На приведение в порядок старого Ярославля к юбилею – 1000 лет – были потрачены значительные средства, многие старые дома подремонтировали, но насколько всё  это соответствует современным реставрационным требованиям, могут судить лишь специалисты.

Постепенно город восстанавливает своё лицо. Но что это – косметика или настоящее обретение себя – покажет время. Как считают некоторые профессионалы, высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему заслуженное место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Особое очарование придаёт набережной отель-дебаркадер «Волжская жемчужина».

Приятно радует глаз отремонтированное здание Ярославской духовной семинарии.

Стоит задержаться и на Ильинской площади у Демидовского столпа. По сути – это памятник Павлу Григорьевичу Демидову, основателю Ярославского Демидовского училища высших наук.

Установленный в марте 1829 года, памятник простоял более ста лет, до 1931 года, когда его разобрали «за ненадобностью». Представлял он собой «дорическую бронзовую колонну (внутри заполненную песком) высотой 12 метров на гранитном пьедестале с бронзовой небесной сферой и позолоченным парящим двуглавым орлом сверху».

Памятник восстановили уже современные жители Ярославля в 2005 году. Это самый высокий монумент города.

И зимой, и летом уголки старого города привлекают внимание художников. Наблюдать за мастерами кисти  – отдельное фотоприключение.

Чугунный балкон над входом – визитная карточка здания, где располагалась популярная лет сто пятьдесят назад гостиница «Царьград».  Похоже, европейским качеством кроватей именно в ней остался доволен Александр Дюма (отец), посетивший Ярославль во время своих путешествий по России.

Отдельного внимания заслуживает Гостиный двор – памятник истории и архитектуры ХIХ века, построенный по проекту ярославского губернского архитектора П.Я.Панькова.

Путеводители говорят, что Гостиный двор был построен на месте рыночной площади, появившейся в центре города после сравнивания земляных валов между Власьевской и Угличской башнями. Решение о его строительстве было принято в 1813 году постановлением Городской думы, в котором говорилось о необходимости возведения лавок для удобства торговли местных и приезжих купцов, связанной с усилением экономического развития города.

Существуют предположения, что при проектировании корпусов Паньков консультировался с Карлом Росси, но у исследователей есть и более смелая версия, что автором выступил сам Карл Росси.
 
Первоначально ансамбль Гостиного двора занимал целый квартал и состоял из двух замкнутых четырёхугольных одноэтажных корпусов с открытыми галереями и круглого центрального павильона с глубоким двухъярусным портиком на главном фасаде, его называли ротондой.

До настоящего времени сохранились ротонда и часть северного крыла. Даже остатки Гостиного двора довольно фотогеничны…

Отдельного фото-рассказа заслуживают храмы Ярославля. У каждого из них непростая судьба.

Успенский собор в Ярославле - самая древняя каменная постройка города. Заложен был храм Успения Пресвятой Богородицы еще в 1215 году недалеко от места основания города. Освященный в 1219 году, он стал главным украшением Ярославля. Дважды на месте обветшавшего и поврежденного пожарами здания храма возводили новую церковь. В 1937 году собор был взорван. Долгое время на этом месте только росли деревья. В XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен и освящён. Величественный и прекрасный храм сделал панораму Ярославля более живописной. (На момент съёмки Свято-Успенский кафедральный собор активно достраивался).

На территории, пожалуй, главного музея города - Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника можно провести не один день, но даже короткий маршрут не оставит Вас равнодушным.

Церковь Николы Рубленого в Ярославле - одна из самых гармоничных  построек. Небольшой приходской храм запоминается удивительной пропорциональностью, он  легок и устремлён ввысь.

Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе, которую еще называют церковь Николы Рубленый Город, или церковь Николы Рубленого, была построена в 1695 году на месте древней деревянной надвратной часовни на средства посадских людей — судостроителей. Верфи судостроителей находились недалеко от храма на берегу Которосли.

Церковь Николы Рубленого стоит на самой древней территории Ярославля, где были ворота, ведущие в Ярославский кремль. В своем названии церковь хранит память о кремле — Рубленом городе. Из всех церквей, построенных на территории кремля, она единственная сохранила свой первоначальный облик — облик XVII века.

Ильинско-Тихоновская церковь считается самым древним храмом Ярославля. Согласно преданию, Ярослав Мудрый после победы над лютым зверем повелел строить в этом месте церковь пророка Илии и «град созидати». Произошло это 2 августа — в день святого Ильи Пророка, отсюда и название церкви.

 Основные экспозиции музея-заповедника в Ярославле находятся на территории Спасо-Преображенского монастыря. Среди них материалы, посвященные выдающемуся памятнику древнерусской литературы – «Слову о полку Игореве».  Единственный список этой поэмы был обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным  в Спасо-Преображенском  монастыре.

По преданию, Ярослав Мудрый заложил город в Ильин день. Первая церковь города носила имя Ильи Пророка, которого древние славяне ассоциировали с Перуном. Нынешняя Церковь Ильи Пророка стоит к северу от древней, Ильинско-Тихоновской.

Обилие духовных святынь – прекрасный повод вернуться сюда в специальный паломнический тур. А в него уже стоит прихватить более серьезный фотонабор. Нелишними в нём будут штатив и вспышка, например, SB-900, вот только на съёмку в храмах с этими приспособлениями нужно будет получить специальное разрешение и благословение.

Повседневная  жизнь в Ярославле – тоже достойный объект для съёмки. Будьте всегда готовы переключиться со съёмки статичных архитектурных шедевров на динамичный репортажный режим. Даже у стен древних храмов ранней весной можно застать очаровательных горожанок, принимающих первые солнечные ванны.

Ярославские женщины очень красивы, талантливы и социально активны. Самый простой способ завязать знакомство – расспросить юных леди о местных достопримечательностях, многие способны сходу взять на себя обязанности экскурсовода, ведь туристы в Ярославле – желанные гости. О революционных формах женской социальной активности напомнила мемориальная табличка.

Кстати, отечественные кинематографисты давно и регулярно используют Ярославль в качестве живой декорации к своим работам. Здесь снимался легендарный фильм Пудовкина «Мать»(1926), смешной и грустный фильм «Афоня» » (жаль, памятник героям Леонова и Куравлёва найти в этот фотовыезд не удалось, а он есть и ждёт Вас), отдельные эпизоды для лент «Экипаж», «Большая перемена» , «Иван Васильевич меняет профессию», «Доктор Живаго», «Есенин»… Венчает длинный список на сегодня сериал «Котовский».

А ещё здесь есть много музеев и просто интересных мест.

В 1993 году в Ярославле открылся первый в России частный музей «Музыка и время». В музее экспонируются старинные часы, граммофоны и патефоны, музыкальные шкатулки, колокола и колокольчики, шарманки, утюги, самовары, старинные пластинки и прочий антиквариат.

Кстати, ярославские новобрачные облюбовали музейный забор для сравнительно нового, пришедшего из-за границы, ритуала – в день свадьбы они защёлкивают здесь замок со своими именами, а ключи выбрасывают в речные волны с набережной в знак нерушимости своего союза.

Даже короткой прогулки по центру древнего Ярославля в неустойчивый период перехода зимы в весну достаточно, чтобы убедиться в его глубокой фотогеничности. Возвращаться сюда стоит регулярно  в любое время года за истинным русским духом и положительными эмоциями.  А надёжным и верным спутником в этом путешествии вам будет настоящий японский фотоаппарат Nikon.