Республика Карелия

Валаам на границе зимы и весны

Валаамский архипелаг – территория особая. Статус православной святыни выделяет её среди других карельских земель. Но для любого фотографа важно, что помимо пространства духовного - это ещё и удивительная природная среда, интересная в любое время года.

Традиционное время для путешествия сюда – лето и начало осени. В этот период у Вас есть всё для классической фотосессии: хорошие погодные условия, понятная транспортная логистика, готовность всей инфраструктуры острова  обеспечить Вас  качественным туристическим продуктом.

Но если вы не сторонник традиционных решений или уже были гостем архипелага в рамках летнего тура, рискните наведаться сюда зимой или в  межсезонье – яркие колоритные впечатления вам обеспечены. Вы увидите другой Валаам – тихий и по-настоящему глубокий.

Если летние туры, как правило, берут старт на речном вокзале в Санкт-Петербурге, то зимой лучше подобраться к Валааму по суше поближе и воспользоваться довольно ритмично работающей зимней переправой из карельского города Сортавала.

С собой в путешествие нужно взять непромокаемую одежду по сезону, особое внимание стоит уделить термобелью и обуви. Тёплый и удобный головной убор – обязательный элемент экипировки. Экипировка важна даже, если вы путешествуете в относительном комфорте и не ищете экстрима, ну а если вы решили объехать Валаамский архипелаг на лыжах или снегоходе – готовьтесь особенно тщательно.

Набор техники должен быть посильным и разумным. Ради сокращения веса, стоит пожертвовать телеобъективом, если только у Вас нет специфических планов съёмки животных. А вот широкоугольный объектив может пригодиться уже с первых минут вашего путешествия.

В идеале – иметь с собой два фотоаппарата: зеркальную камеру с набором оптики для пейзажной и репортажной съёмки, а также камеру из линейки COOLPIX  для «ближнего боя» и динамичной съёмки бытовых подробностей на маршруте.
Не забудьте о запасных аккумуляторах, особенно это важно в холодное время года. Штатив желателен для съёмки панорам и вдумчивой работы с островной архитектурой, но в групповой поездке он может стать обузой и серьёзно затормозить съёмочный процесс. Брать или не брать фотовспышку – решать вам. В культовых и музейных помещениях съёмка со вспышкой часто бывает запрещена, к тому же все цифровые зеркальные камеры Nikon уверенно снимают в полумраке храмов в режиме повышенной чувствительности.

Всё необходимое для съёмки, вплоть до батареек, нужно взять с собой. На острове есть только продовольственный магазин с ограниченным набором товаров, принадлежащий монастырю.  Ритм жизни и связь с внешним миром во многом определяется здесь природной средой, в основном главной её составляющей – Ладогой.

Ладожское озеро – водоём удивительно красивый и вместе с тем коварный. Даже в самые лютые морозы центр Ладоги, как правило, не замерзает. Полынья перемещается под влиянием ветров, меняет свои очертания, создаёт специфическую опасность для путешествий. И всё же, ради зимних красот этих мест, ради зимней рыбалки и охоты на лёд выходят лыжники, выезжают владельцы снегоходов и даже автомобилей.

Но самым колоритным транспортом в это время становятся суда на воздушной подушке. В уютной небольшой Сортавале каждый житель может показать вам места на побережье, откуда отправляются на Валаам странные гибриды катера и аэросаней.    

Путешественники Русского Географического Общества, готовившие этот материал, пошли официальным путём и обратились в расположение Сортавальского поисково-спасательного отряда МЧС. Начальник отряда Сергей Иосифович Старожитник всегда рад поделиться информацией о ледовой обстановке, подсказать оптимальный маршрут. Авторам этого материала удалось договориться со спасателями о совместной поездке для экологического мониторинга акватории.

Путешествие началось ранним солнечным утром. По ровному льду и при незначительном ветре даже при полной загрузке волшебный аппарат развивает вполне приличную скорость в 60-70 км/ч. Весь путь к Валаамскому архипелагу занимает менее часа. Впечатления неожиданные. Снимать на ходу из-за сильной вибрации и невозможности высунуться из тесной кабины – довольно сложно, но если приноровиться и взять широкоугольный объектив (например, Nikkor 14-24 N), вполне можно сделать кадры, способные передать настроение и ощущения пассажиров.

В хорошую погоду скалистые острова Валаамского архипелага и монастырские постройки на них видны издалека. Никольский скит стоит на одном из островов заметным маяком. К нему потом можно будет вернуться по суше и рассмотреть получше эту архитектурную жемчужину Валаама.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – духовное и архитектурное сердце архипелага -спрятан в глубине живописной бухты. Пристань его довольно хорошо защищена от непогоды. Это, пожалуй, самое оживлённое место на острове. Здесь, как правило, происходит первое знакомство с островным укладом жизни, здесь можно получить дополнительную информацию об экскурсиях и маршрутах, узнать местные новости.

На противоположном берегу – древний футшток, а точнее – набор отметок уровня Ладоги разных лет. Каждая старая надпись на скале – историческая и гидрографическая реликвия.

Прежде чем отправиться вглубь острова, нелишним будет сфотографировать схему природного парка, она поможет сориентироваться в случае, если вы заблудитесь.

Впрочем, это едва ли случится, – население острова – люди радушные, пропасть вам не дадут, а ещё расскажут разные байки, которые поднимут настроение и покажут разные планы жизни валаамцев. Здесь как бы сосуществуют два мира – мир духовных святынь и ожившей истории и мир простых отношений человека и суровой северной природы. Кроме монахов, послушников и сотрудников монастыря здесь ещё живут обычные люди, их сейчас около двухсот человек.

От острого взгляда не могут укрыться некоторые странности в укладе монастырской жизни и жизни простых жителей острова. Например, отличные брёвна для нового причала на остров при нас доставили вертолётом, что, согласитесь, довольно дорого, а здание местного клуба давно нуждается в ремонте, и не факт, что его дождётся.

Такая двойственность – трагическое наследие недавнего прошлого. История Валаама полна драматическими фактами. В советское время духовная жизнь острова надолго замерла. Затем, после перестройки, Русская православная церковь при мощной поддержке государства вернула себе эти земли. В сравнительно короткий срок был заново отстроен полуразрушенный монастырский комплекс, в дальние живописные скиты вернулись монахи и послушники. Но скорость перемен сыграла с местным населением злую шутку. Не всем на острове подходит новый уклад жизни. Для того чтобы местные жители смогли принять его, адаптироваться, или покинуть остров, не потеряв в качестве жизни, - необходимо время.

А внутренний конфликт этот во многом определяет странность визуального ряда, доступного приехавшему сюда фотографу. Старый трактор, брошенный местными жителями и вмёрзший в сугроб, и новые снегоходы, на которых братия съезжается на службу в храм из дальних скитов, создают странное ощущение разорванности мира…

Много поработать над гармонизацией отношений между церковью и обществом предстоит ещё всем сторонам.

Поговорить об этом и многом другом можно, заглянув на огонёк, в редакцию местной газеты «Свет Валаама».  Редактор Владимир Золотухин может помочь вам в реализации ваших творческих планов, если, конечно, они не идут в разрез с церковной традицией.

Впрочем,  природа архипелага и особый дух этого места делают своё дело. С помощью фотоаппарата здесь хочется искать не раны и язвы современного противоречивого мира, а внести свой вклад в гармонию человека и удивительно красивой природной среды.

На этой благостной ноте вполне можно было бы закончить зарисовку о Валааме, но в конце погожего насыщенного событиями дня природа преподнесла нам неприятный сюрприз - сильный встречный ветер и поломка волшебного летающего корабля заставили нас нервно помёрзнуть в течение нескольких часов на ладожском льду.

Спасибо спасателям – их умелые руки и светлые головы спасли ситуацию. Путешествие завершилось успешно на гостеприимном сортавальском берегу. Пригодились тёплые вещи и запасной аккумулятор к камере, который помог сделать финальный кадр.  

 

Антон Юшко