Республика Татарстан

Фотоэкскурсия на завод КАМАЗ

Набережные Челны – город особый. До закладки котлована завода «КАМАЗ» в 1969 году его население составляло около 30 тысяч человек. После этого процессы градостроительства в татарской степи понеслись со скоростью волшебного коня кочевников - аргамака. Кстати, именно этот скакун является эмблемой завода.

На сегодняшний день в Набережных Челнах проживают более полумиллиона человек. С  «КАМАЗом»  из них связаны более 50 тысяч.
Эти факты нужно знать, чтобы отнестись с должным пиететом к предложению побывать на легендарном автозаводе. А посмотреть здесь есть на что.

Снимать здесь лучше всего зеркальной камерой с универсальной оптикой –телеобъектив, скорее всего вам не понадобится. Будьте готовы работать в динамичном репортажном режиме. Задерживаться подолгу на одном месте экскурсантам не разрешают. Освещённость внутренних помещений вполне позволяет обойтись без вспышки, стоит лишь повысить чувствительность матрицы.

Заводские корпуса поражают своей масштабностью и чистотой. Стоит напомнить, что всё это – режимная территория. Для съёмки на ней необходимо специальное разрешение администрации.

Главный интерес, по-моему, представляет особое заводское формирование – легендарная команда «КАМАЗ-Мастер». Она занимает отдельный многоуровневый огромный корпус.

К сожалению, наша экскурсия состоялась в период, когда легендарная автомобильная «конюшня» опустела. Основной состав команды «КАМАЗ-Мастер» отправился на другую сторону Земли в Южную Америку для участия в ралли «Дакар». Путь туда и обратно растягивается на несколько месяцев, а собственно ралли длится около двух недель. В этом удивительном шоу, транслируемом на весь мир, тесно переплелись реклама и спорт.

И всё же нам удалось увидеть боевые автомобили, готовящиеся к другому масштабному проекту -  «Шёлковый путь».

Будьте осторожны, забираясь в кабину грузового автомобиля с фотоаппаратом. Обе руки должны быть свободны, чтобы цепляться за ручки и специальные выступы на железном теле автомонстра. Зато забравшись на немыслимую по меркам водителя малолитражки высоту, вы почувствуете себя настоящим хозяином дороги.

Если позволяет время и разрешают хозяева, обязательно вообразите себя пилотом раллийного «КАМАЗА», пристегнувшись профессиональными ремнями в анатомическом кресле. Мощный руль и аскетичная приборная панель дополнят ваши ощущения.

Наш гид – молодой конструктор Евгений - держал в руках ключи сразу от нескольких машин и любезно разрешал осмотреть их. От разговора с ним осталось парадоксальное чувство уверенности в будущем отечественного грузового автопрома. По словам Евгения, символические ключи от проектов завода тоже находятся в руках людей молодых, талантливых, ищущих, удачливых.

После таких слов вполне логично было перейти в сверкающий чистотой цех команды. Здесь шла работа по сборке очередного спортивного автомобиля. Впрочем, автомобиль пока едва угадывался в переплетении трубопроводов, узлов и агрегатов, по-космически обтянутых изотермической и шумопоглощающей плёнкой. Очень хотелось запечатлеть всё это крупным планом с людьми в униформе и без людей, но бдительный сопровождающий настоятельно попросил этого не делать, ссылаясь на коммерческую тайну и противодействие промышленному шпионажу. Так и остался в моей коллекции единственный согласованный снимок со сборочной площадки, на котором, думаю, трудно что-то понять даже посвящённому специалисту.

На этой площадке не раз совершались подлинные трудовые подвиги, когда машины к раллийным проектам готовили и перебирали за считанные дни, а иногда и часы. Случалось это порой из-за внезапных изменений технического регламента гонок. Кто знает, может быть так хотели уязвить «КАМАЗ» хитрые заморские противники, из года в год оказывавшиеся на вторых ролях в этих престижных мировых соревнованиях пилотов, техников, заводов, марок, стран.

В музее команды вы сможете увидеть оригиналы всех призов, привезённых мастерами. Снимать их – одно удовольствие, к тому же свет здесь расположен довольно удачно, призы от фотографа не отделяет предательски бликующее стекло.

Отдельного вашего внимания заслуживают фото, сделанные известными авторами во время гонок. Есть здесь, чему поучиться и о чём помечтать.

Из-за сложной конфигурации помещения и внутренних переходов, только уходя из «конюшни», понимаем, что стеклянный короб музея как будто висит над ремонтной зоной, где как добрые трудолюбивые животные отдыхают перед гонкой вспомогательные джипы «Шёлкового пути».

Лично я после этой экскурсии проникся к «КАМАЗу», его продукции и к людям ее  создающим ещё большим уважением.

А помог разобраться в этом другой высокотехнологичный продукт – надёжная  фототехника Nikon.

Антон Юшко