Республика Татарстан

Республика Татарстан, Казанский Кремль (поздний вечер, октябрь)

Наше первое фотосвидание с Казанским Кремлём должно было состояться совсем по другому сценарию. С чувством, с толком, с расстановкой, с дневной пристрелкой ракурсов и съёмкой закатных силуэтов на фоне гаснущего неба, с глубоким погружением в историю этого славного места …

Но бывают в фотопутешествиях ситуации, когда в силу непредвиденных обстоятельств весь график поездки безнадёжно ломается. К тому же, в Казани, оказывается, пробки под вечер бывают не меньше московских. Настроение к концу такого непростого дня падает, руки не слушаются на морозном ветру, штатив, сменная оптика и вспышка оставлены в застрявшем в пробке экскурсионном автобусе, а свет закатного солнца убегает на глазах...

Самое время, утерев слёзы, развернуться у стен Кремля и уйти, как это сделали после двухдневной осады в июле 1774 году войска Емельяна Пугачёва. Но робкая надежда на чудо японской техники Nikon D3 и собственную удачу заставили попробовать Вечерний Кремль на фотовкус, и хотя оказался он вовсе не сахарным, результат, пожалуй, вполне достоин вашего внимания.

Любой зеркальный фотоаппарат марки Nikon составит вам надёжную компанию на такой прогулке.  На этюды можно прихватить и представителя славного семейства COOLPIX - он не подведёт Вас.

Направляясь в Кремль в первый раз, постарайтесь не отягощать себя дополнительным оборудованием и сменной оптикой. Попробуйте получить удовольствие от прогулки: здесь есть для этого всё.
Казанский Кремль имеет форму неправильного многоугольника, каждый из углов и «уголков» которого по-своему примечателен. Поэтому для самостоятельной съёмки стоит запастись туристической схемой этого удивительного места.

А удивиться, действительно, есть чему – здесь причудливо переплелись восточные и русские традиции, мусульманские и православные мотивы. Взаимодействие культур, правда, происходило подчас мучительно и кроваво, но были периоды процветания и гармонии. Очень хочется верить, что мы живём в один из них. Благодаря фотоаппарату у Вас есть возможность выразить своё отношение к этому этнокультурному «острову».

Спасская проездная башня «позировала» мне первой. На фоне мрачного погасшего неба она буквально светилась в лучах мощных галогеновых софитов. Рядом с ней создавал сюрреалистическое впечатление памятник Мусе Джалилю, татарскому поэту  и солдату Второй Мировой войны, трагическая загадка судьбы которого до сих пор до конца не разгадана.

В светлое время суток осмотр Казанского Кремля может занять весь день. Опытный гид-краевед  о каждой башне или постройке на территории древнего комплекса сможет рассказать вам добрый десяток историй. Впрочем, основные архитектурные исторические доминанты можно бегло осмотреть и за час. Поздним вечером с экскурсоводом и туристической группой такой короткий сценарий осмотра остаётся единственно приемлемым.

Чтобы не ломать голову над «балансом белого» (а различных источников света вечером в Кремле вокруг Вас будет много), рекомендую в нашем случае «экскурсионного галопа» доверить аппарату делать это автоматически, а самому сосредоточиться на поиске выгодных ракурсов. Особое внимание при вечерней съёмке без штатива стоит обратить на выдержку. Следите за тем , чтобы её значения были посильны для ваших подрагивающих от дневных забот рук. Самое время повысить чувствительность матрицы до разумного предела, визуально проверяя результат на «снег» в тёмных зонах.

Следите за диафрагмой – от неё зависит глубина резкости вашего кадра. Не увлекайтесь зуммированием, ночная съёмка с серьёзным приближением существенно снижает ваши шансы на резкий снимок. На помощь может прийти «антивибрационная» технология компании Nikon - VR.

Ею оказался снабжён даже мой далеко не новый универсальный «плёночный» объектив  Nikkor 24-120 mm, который и оказался под рукой в этот вечер. Именно функция VR объектива и устойчивая работа матрицы  современной камеры на высокой чувствительности помогли мне справиться с заданием.   
И последний совет – при съёмке разных по освещённости объектов стоит воспользоваться брекетингом, и делать серии снимков по три или по пять изображений с одной точки, чтобы потом выбрать лучшие или совместить их вместе с помощью специальной программы. Правда, без штатива именно такую работу сделать практически невозможно.
Вечерний маршрут неизбежно приведёт Вас к мечети Кул Шариф. Она горит в ночи многоглавым маяком и привлекает яркостью красок и воздушностью форм.

У мечети – восемь минаретов. Четыре главных имеют высоту по 58 метров. К сожалению, вечером вам вряд ли удастся попасть внутрь храма. Но для первого впечатления даже наружного осмотра достаточно, чтобы понять, какой огромный объём  работы сделали строители мечети.

Строилась она почти десять лет с 1996 года по 2005 год. Открыта мечеть была 24 июня 2005 года к тысячелетнему юбилею Казани.

Отдельного внимания заслуживают витражи. Суры Корана и особый восточный орнамент запечатлены мастерами в цветном стекле.  Днём их лучше рассматривать изнутри, а вот вечером, естественно, снаружи.
Да, здание это, как теперь говорят «новодельное», воссоздано в память о легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства. В XVI столетии была она центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Старая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Новая мечеть названа в честь её последнего имама Сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Но есть на территории Казанского Кремля объекты по-настоящему исторические. Их древние стены помнят многое. Суровой стариной веет от башни Сююмбике. Она, как известная Пизанская башня, тоже является «падающей». Её наклон в северо-восточную сторону хорошо заметен. Отклонение шпиля от вертикали составляет около двух метров, так что выверять по ней горизонт кадра при съёмке не стоит.

История создания башни теряется где-то на рубеже XVI-XVII веков. Есть разные версии и легенды, но скорее всего башню построили в конце XVII века  на месте более древней.

Интересно то, что башня расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. Говорят, что с её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности. К сожалению, без предварительной договорённости в рамках простой экскурсии этого не проверить. Но даже внешний вид древней башни вечером впечатляет.

Кстати, именно её архитектурные формы вдохновили создателей здания Казанского вокзала в Москве. Есть у Сююмбике сходство и с Боровицкой, и с Беклемишевской (Москворецкой) башнями Московского Кремля. 

Интересно, что своё нынешнее название башня приобрела, похоже, не сразу. Несколько легенд, обыгрывают её народное название, но исторического обоснования не имеют...

По одной из грустных романтических историй, башня была построена по приказу царицы Сююмбике в память о муже Сафа-Гирее, умершем в 1549 году.

По другой «грозной» легенде, башня была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (семь ярусов символизируют это) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике.

Одна из версий гласит, что русский царь предложил взять восточную красавицу замуж. В финале всех историй местная героиня бросается с седьмого яруса вниз навстречу смерти.

Скорее всего,  эти романтические версии, далёкие от реальности, были придуманы в XIX веке, когда писались первые путеводители по городу и Кремлю. Как бы там ни было - сегодня башня Сююмбике - признанный архитектурный символ Казани. И в вашей фотоколлекции достопримечательностей России непременно должна занять достойное место.

Буквально бок о бок с Сююмбике стоит Дворцовая (Введенская) церковь.

Старую Введенскую церковь сильно повредил пожар 1815 года. Она долго стояла в руинах. По приказу Николая I, посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена. С тех пор она стала считаться Дворцовой при Губернаторском дворце. Освящена она была в честь Сошествия Святого Духа в 1859 году. Новый храм во многом повторял архитектурную схему и стилистику прежней Введенской церкви.

А рядом находится Губернаторский дворец – ныне резиденция Президента Татарстана. Построен Дворец в сороковые годы XIX века в так называемом «псевдовизантийском» стиле. Проходная Президентского Дворца призывно светится в темноте, но не обольщайтесь, попасть на его территорию простые экскурсанты по понятным причинам не могут, не в Европе живём.

Впечатляет список организаций и учреждений, расположенных на территории Казанского Кремля.

Помимо Управления делами Президента Республики Татарстан, здесь находятся и Филиал Петербургского Эрмитажа, и Музей Ислама, и Музей естественной истории , и Национальная картинная галерея «Хазине»… В дневное время всё это – самостоятельные объекты для фотоэкскурсий.

А наше вечернее путешествие по казанскому перекрёстку миров и культур подходит к концу. Обилие информации и сравнительно высокий темп осмотра сделали своё дело – чувствуется усталость. Конечно, в таких условиях и в такое короткое время гостю Казани трудно замахнуться на высокохудожественный результат, но надёжная техника Nikon помогла не растеряться в сложных условиях сбившегося графика поездки и важную часть забот взяла на себя.

 Лично для меня - главный итог этой фотосессии – ощущение магии места, его магнетизма. Надеюсь сюда ещё вернуться и сделать нечто большее, «при любой погоде и непогоде». Казанский Кремль отличное место и для продвинутых, и для начинающих фотографов.  Здесь можно и технику в работе проверить, и себя показать.

Антон Юшко