Этническая фотосъемка оленеводов Ямала

Этническая фотография - один из самых беспроигрышных и самых благодарных жанров фотографии. Если в родной среде обитания, где вам все известно, в процессе съемки важный вопрос «как снимать?», то в той среде, где абсолютно все вновь, есть еще один важный вопрос - «что снимать?». Ответ - все подряд. Но, все-таки, не забывая «как».

Как добраться

Процесс попадания в любую отдаленную точку, не соединенную с внешним миром регулярным транспортом, всегда начинается с попадания в местный районный центр.

Попасть на Ямал лучше всего из Салехарда, до которого можно доехать на поезде (станция и город Лабыднанги, от которого на пароме через Обь непосредственно в Салехард)

А дальше начинается один из достаточно важных, но вместе с тем рутинных этапов фотопутешествия, связанный с поиском средства транспорта (в случае с Ямалом - это вертолет), на котором можно будет добраться до отдельных деревень, стоянок или стойбищ. Идеально в этом плане, если у вас будет возможность оформить международную пресс-карту и запастись всевозможными бумагами от официальных организаций с обращением к всем органам власти в регионах содействовать вашей работе фотографа. Наличие бумаг с печатями и удостоверений способно открыть многие двери в регионах и существенно упростить общение с представителями администраций и властей.

Как показывает практика организации перевозок в удаленных регионах, вертолеты и другой спецтранспорт есть в наличии у все тех же государственных органов. При этом из-за отсутствия необходимости постоянных полетов, пилотам и всем тем, кто отвечает непосредственно за полеты часто бывает, говоря простым языком, скучно. При знакомстве с ними нужно быть готовым и к подозрительности, и к тому, что изначально никто не захочет с вами общаться и даже к тому, что вас могут «обхамить». Однако пресс-карта (если она у вас есть), или официальные письма в администрацию (которыми несомненно стоит запастись заранее) и вы, как «фотограф, приехавший специально для того, чтобы снять красивый и подробный фотоматериал, имеющий целью популяризировать регион», всегда смягчают отношение, и часто бывает так, что к концу путешествия вы уже будете уставать от настойчивого желания вам помочь и показать что-нибудь новое.
Помимо набора официальных писем в администрацию ЯНАО с просьбой оказать содействие вам в проведении съемки, очень рекомендуется иметь с собой оформленное командировочное удостоверение, потому что оно немедленно возведет вас из ранга любителя, снимающего для себя, в фотографа-профессионала, выполняющего ответственное задание.
Для тех же, кто не хочет проходить весь путь фотографа, находящегося в поиске своей лучшей этнической фотосъемки, и хочет оградить себя от необходимости установления доверительных отношений с администрацией, всегда есть вариант присоединиться в качестве фотографа к туристической группе. Это прежде всего решит вопрос с перемещением, так как будучи членом группы, и вписанным в трансфер, договариваться ни с кем и нигде уже не придется. Хотя в случае с Ямалом найти подобную группу может быть делом крайне непростым.
Из интересных для фотосъемки мест в регионе нужно также упомянуть следующие поселки:
Новый Порт, Мыс Каменный (в ГУЛАГе носил название «501-я стройка»). Известен тем, что во время Великой Отечественной войны заключенные строили в этом месте бутафорскую военно-морскую базу, чтобы создать впечатление у немецких самолетов-разведчиков, что оккупация Обской губы для них невозможна. Это помешало реализации планов Германии по прекращению хождения транспортных конвоев Североморского пути. Немцы поверили и отказались от операции, которая носила название "Прыжок кошки". Таким образом, в историю "Мыс Каменный" вошел как пример блестящей контр-разведывательной операции.
Бованенково - поселок-стройка, разработка газового месторождения.

Сеяха - ненецкий национальный поселок.
Также по южному Ямалу проложена неработающая железная дорога. Одна из неудачных попыток справиться с вечной мерзлотой.

Съемка в «полях» и съемка без полей

Съемка с вертолета

Снимать с вертолета из иллюминатора продуктивно лишь в двух случаях: при использовании телеобъектива или когда, напротив, съемка ведется с включением иллюминатора или шасси в кадр. Среднефокусные объективы для съемки из иллюминатора не очень подходят.

Для того чтобы снять сам вертолет в полете, в первую очередь важно правильно передать вращение винта: сделать так, чтобы он не «застыл», замороженный слишком короткой выдержкой, и чтобы не размазался на слишком длинной до полного исчезновения. Красиво, когда лопасти вращающегося винта доступны созерцанию в «размазанном» на пропорцию «золотого сечения» относительно полной описываемой ими окружности виде. Это возможно, если снимать летящий вертолет на выдержке 1/125, и ни на какой другой.

Высовываясь с камерой из иллюминатора надо помнить две вещи:
1) на вас не должно быть никакого головного убора, включая бандану, или же этот головной убор должен быть привязан к голове завязками или иным образом надежно зафиксирован. В противном случае он слетит с головы, и его может затянуть в движущиеся части вертолета.
2) ремень камеры должен быть надет на шею, при этом он должен быть недлинным, чтобы не слететь.
Лучше всего использовать вертолет для съемок не из иллюминатора, а из двери. Но для этого придется договориться с пилотами, заинтересовав их каким-либо образом, например, подарив набор своих отпечатанных фотографий, который тоже неплохо иметь с собой в количестве нескольких штук. Тогда они наверняка разрешат вам открыть дверь и сидеть в дверном проеме, свесив ноги. Однако непременным условием такой съемки должна стать страховка. Попросите у пилотов обвязку, типа альпинистской, у них она может быть, и тогда вам будет удобно сидеть, пристегнувшись в альпинистской «беседке». На тот случай, когда у них ее не окажется, у вас должна быть своя, предусмотрительно одолженная у приятеля-альпиниста, или в ближайшем турклубе.
 
Вхождение в пространство альтернативной культуры
Подлетев к стойбищу, стоянке, деревне попросите пилотов покружиться под разными углами и траекториями, чтобы снять в наилучшем освещении. К концу полета у вас с экипажем наверняка сформируются почти дружеские отношения. 

Приземлившись, можете сразу же начинать снимать, пока вас воспринимают как пришельца, у местных жителей от вертолета возбуждение или даже шок, и им все равно, снимаете вы или нет. И пока они для вас тоже - пришельцы из иной культуры. Но когда вы вступили с людьми в контакт и начали знакомиться, камеру на время спрячьте. Теперь вы - гость, и фотосъемка может быть оценена как проявление невежливости. Когда вас пригласят, заходите в дом, улыбайтесь, знакомьтесь с хозяевами, разговаривайте с ними о чем угодно, только не молчите. Вас с порога пригласят к столу. Не отказывайтесь, а присаживайтесь и выкладывайте на стол что у вас есть к чаю.

Вообще, снимать местное население до тех пор, пока они к вам не привыкли и не начали относиться как к своему, лучше длиннофокусными объективами, типа AF NIKKOR 80-400. Во-первых, вы их не смутите, т.к. они не будут понимать кого именно вы снимаете - человека, или пейзаж, во вторых, портреты будут получаться максимально живыми и естественными, т.к. нормально позировать, как правило, они все равно не смогут.

В повседневности люди Севера ходят хотя и в самобытной, но все же повседневной одежде. Если вам нужен некий «глянец» этно-экзотики, предложите им в солнечный день «пофотографироваться». Женщины и дети тогда могут специально нарядиться для вас в свои праздничные ягушки (распашная женская одежда ненцев) расшитые узорами, с песцовыми воротниками, очень красивые.

Если специально снимаете мужчин, предложите им сняться среди оленей. Это их богатство, их мир, они ими гордятся, ненецкий мужчина не мыслим без оленя, поэтому и съемка будет релевантной.

 Отдельное внимание стоит уделить съемке детей. Весь период вашего нахождения в гостях у оленеводов Ямала, вокруг Вас будут наверняка бегать дети. Их можно живописно снимать. Взрослые любят, когда пришельцы восхищаются их детьми и фотографируют их. Обязательно имейте при себе два десятка маленьких шоколадок и прочих чупа-чупсов, чтобы раздать детям. Только раздавайте их после того, как закончите их снимать, а не то все дети на вашей съемке буду с одинаковыми чупа-чупсами в руках.

А вот съемкой внутри чума злоупотреблять не стоит. Это внутреннее пространство, которое, не смотря на внешнюю простоту, сложно организовано в социально-символическом смысле, кроме того, это пространство женщины-хозяйки, которая, как и любая нормальная женщина-хозяйка, переживает что ее дом может вам, важному фотографу, показаться не достаточно красивым и прибранным.

Если очень хочется снять композицию внутри ненецкого чума, снимайте максимальным широкоугольником, вплоть для «фишая», так, чтобы взять в кадр очаг, дымовое отверстие, передать внутренний объем шатра.

Главное помнить следующее. Фотоаппарат в тундре отличается от фотоаппарата в студии тем, что прекращает быть только технологическим предметом и становится инструментом конвертации личного в публичное, внутрикультурного в интеркультурное.

Некоторые ограничения
Никогда не снимайте людей тундры в ситуациях, съемка которых может их оскорбить. В тундре, где оленеводы пасут оленей, пьянство - скорее исключение и аномалия, чем правило. Но все-таки иногда такие инциденты случаются. Так вот. Нельзя снимать пьяных людей. Это не красиво, потому что не этично.
Снимая оленеводов Ямала в стиле репортажа, имейте в виду, что их эстетическое самовосприятие отличается от вашего. Кадр, который вы считаете удачным, может показаться им и не красивым, и не тактичным. Поэтому всю съемку им показывать не нужно. Но обязательно нужно показать им ту съемку, ради которой они для вас нарядились в праздничную одежду.

Если хотите сделать ненцу подарок - подарите ему книгу. Нигде нет такой благодарной читательской аудитории, как в тундре. Все люди там, естественно, грамотные, а книжные истории переживаются с той остротой переживаний, на которую способны только люди, чье сознание не отравлено виртуальным многообразием мегаполисов. 

И еще очень важно прислать им фотографии, тем более, если вы пообещали это сделать. Да, вернувшись в город, вы окажетесь погруженным в свои дела, и вам будет не до того, ждут ли оленеводы на Ямале ваши снимки. Но имейте в виду, что они их будут ждать. А если они их получат, то нигде в мире ваши снимки не будут так бережно храниться, и передаваться от поколения к поколению, как в тундре.

Как заряжать аккумулятор в походе?

Если это именно поход, предполагающий длительные странствия налегке, лучше всего обзавестись специальной солнечной батареей, она напоминает туристический коврик, и даже может им служить. Ее можно сгибать, мыть, скручивать в рулон. При переходах она просто цепляется на рюкзак, и аккумуляторы заряжаются в процессе ходьбы. Недостаток таких батарей - недостаточно значительная мощность и достаточно значительная стоимость. Если экспедиция стационарная, то есть без переходов, с заброской на машинах или вертолетах, то вам все равно, сколько весит ваш багаж. Тогда можно воспользоваться следующим способом: солнечная батарея (из тех что попроще) заряжает автомобильный аккумулятор, который потом заряжает все, что угодно через специальное устройство, которое постоянный ток аккумулятора превращает в привычные переменные 220 вольт розетки. 

 
И напоследок. Всегда имейте при себе набор хороших матричных швабр и специальную жидкость для чистки. Для объективов существуют специальные салфетки и жидкость. Отличная протирка - салфетки из некой ткани, которой обычно снабжаются очки дорогих марок.