Республика Тыва

Малый Енисей

Река Енисей чем-то напоминает такой литературный жанр, как эпос: каждому открывается свое прочтение, свое видение и свой ракурс, хотя мысли и идеи, казалось бы, одни и те же. Великая река – одна из основ жизни Сибири, мощная культурная и транспортная нить, на которую веками нанизывались народы, языки и культуры. Беря начало в столице Тывы Кызыле, Енисей-батюшка прорезает Сибирь до самого Карского моря. Это знает каждый школьник. А вот с притоками Енисея, которые сливаются в Кызыле воедино, знакомы не все. Эти притоки – Большой Енисей и Малый Енисей.

В данной статье речь пойдет именно о Малом Енисее. Сами тувинцы называют его Каа-Хем, то есть «Малая река». Каа-Хем берет свое начало на территории Монголии, а в России известен в первую очередь среди водных туристов и рафтеров. Малый Енисей изобилует порогами на любой вкус и категорию: от самых простых и доступных новичкам, до порогов пятой категории сложности, которые с трудом даются даже опытным спортсменам.

Главный вопрос с проведением фотосъемки на Каа-Хеме – это заброска. Как известно, в Кызыле нет аэропорта. Приходится либо ехать непосредственно в Кызыл автобусом, либо сначала добираться самолетом до Абакана, а затем уже ехать в Кызыл на машине. Понятие дороги применительно к Малому Енисею тоже весьма условное. Собственно, сама река и является дорогой как летом, так и зимой. На самом деле, асфальт или грунтовка в различных ипостасях есть, и они тянутся через село Сарыг-Сеп до поселка Усть-Бурен. Дальше же либо рекой, либо по лесным дорогам, проезжим до первого серьезного дождя.

Самые интересные места (хотя бы потому, что они нетронуты цивилизацией) находятся в верхнем течении, за селом Эржей. Вот где во всей красе раскинулась необъятная, девственная тайга, где в августе можно за полчаса насобирать полное ведро ягод, или нарезать огромную корзину грибов. Туристы-водники, чьим плечам слова «десятки килограммов» знакомы до зубной боли, предпочитают заброску вертолетом или по реке. Сложно сказать, какой путь будет для фотографа интереснее.

Вертолет дает прекрасную возможность увидеть масштабы сибирской тайги, но нет гарантии, что во время полета будет хорошая погода. С другой стороны, вертолетная заброска позволяет существенно сэкономить время. На самом деле, пейзажи Малого Енисея столь хороши, что можно не бояться проделать путь по реке дважды – сначала к верховьям, а потом обратно.

Второй по значимости вопрос после транспортного – личная безопасность. Тува – регион не только красивый, но и достаточно непростой в плане личной безопасности. До 2007 года в Туве доставалось «на орехи» как российским, так и иностранным туристам. Причина этого проста –  в республике не было ни стабильной работы, ни серьезной туристической инфраструктуры. В отдаленных районах туриста проще было ограбить, чем поселить, накормить и заработать на этом. На Малом Енисее таких случаев не было. Здесь живут в основном потомки старообрядцев: люди хозяйственные, трудолюбивые и гостеприимные. Сюда действительно безопасно ездить.

При правильной проработке маршрута и объединении усилий, маршрут по Каа-Хему будет приятным и плодотворным. О некоторых моментах стоит помнить особо.

Во-первых, это дожди. Пары дней ливней хватит, чтобы вода в верховьях стремительно поднялась. Этого будет достаточно, чтобы сорвать планы, связанные с передвижением по реке.
Во-вторых, это сама река. Вода в ней не прогревается выше 10-12 °С у берегов, а на середине и того холоднее – до 5-6 °С. Длительная съемка из воды требует либо утепленного гидрокостюма, либо высоких резиновых с сапог с термобельем, термоносками и теплыми брюками.

Учитывая два вышеупомянутых пункта, прекрасное время для путешествия на Каа-Хем – первая половина августа. В это время в Туве жарко и мало осадков, низкий уровень воды в реках, много ягод и грибов.

В-третьих, это горы. Точнее, сопки. Чем выше по течению, тем более узкой становится река, тем сложнее передвигаться по ее берегам. Чаще появляются участки с осыпями, прижимами и просто нагромождениями камней. Самое безопасное – ходить по таким местам минимум вдвоем и только в светлое время суток.
 

Расстояние от одного населенного пункта до другого порой превышает десять километров. Если фотограф попал в сложную ситуацию вдали от жилья, ему остается рассчитывать на самого себя или вызывать МЧС. Обязательные устройства на маршруте – GPS-приемник и спутниковый телефон.

Сам маршрут стоит спланировать «крупным мазками»: мало переездов, но на большие расстояния, и максимум времени на конкретном месте. Если поездка будет состоять из одних только перемещений и вечного движения, качественной фотосъемки не получится.

Техническая подготовка к такому маршруту будет отличаться от стандартной подготовки пейзажиста только двумя моментами: увеличенным в два-три раза запасом аккумуляторов для цифровой камеры и обязательным набором гермомешков различной емкости. Электричество есть лишь в селах, а на заимках и отдельных дворах – солнечные батареи, изредка включаемые генераторы, свечи и керосиновые лампы. Гермомешки пригодятся, чтобы сберечь аппаратуру во время путешествия по реке: никогда не знаешь, что ждет за поворотом.

При съемке, пожалуй, наиболее полезным объективом будет зум 70-200/2.8 VR. На довольно крутые склоны сопок непросто забраться, а залезть с доверху нагруженным фоторюкзаком и штативом – тем более. Гораздо удобнее для радиальных выходов будет устойчивый углепластиковый монопод. В подобных условиях и пригодится стабилизатор изображения.

Малый Енисей имеет множество притоков. По ночам в этой разветвленной сети падей, каньонов и хребтов образуется плотный туман. В безветренную погоду он может держаться до 10-11 часов утра. За ночь при ночевке в палатке фоторюкзаки основательно отсыревают. Чтобы влага не проникла внутрь, необходимо захватить с собой несколько увесистых пакетов силикагеля.

Как показывает практика, знание этих нехитрых тонкостей превращает поездку на Малый Енисей из путешествия в «дикое и неизведанное» в захватывающее приключение. Главное – надежные товарищи, терпение и умение выжидать свой кадр.

Фотосъемка сделана камерой Nikon D700.

Андрей Безлепкин